Детонация в двигателе. Продолжение

     Двигатели современных автомобилей для достижения требуемых технических характеристик (высокой удельной мощности, экономичности, приемистости) имеют высокую степень сжатия (9,5 – 11), что приводит к необходимости использовать высокооктановое топливо (ОЧ – не менее 95). Тот, кто не пожелает услышать «призывы к пощаде» двигателя или просто не сможет этого сделать из-за качественной шумоизоляции ( что особенно характерно для иномарок!), будет наказан… И даже если обойдется без катастрофических последствий, ресурс мотора снижается во всех случаях, да и рассчитывать на нормальную динамику не стоит. При детонации не только падает мощность и увеличивается расход топлива (что естественно). Еще увеличивается температура охлаждающей жидкости, что в жаркий день может вылиться в перегрев со всеми малоприятными последствиями. К тому же двигатель может задымить, так как детонация «выбивает» масляную пленку между поршнями и цилиндрами, а также вызывает обгорание свечей и способствует капитальному зажиганию, то есть воспламенению смеси от перегретых металлических частиц. Конечно, часто в такой проблеме бывает виноват не жадный владелец, а нечистые на руку предприниматели, которые продают под видом А-95, к примеру, обычный «девяносто второй». И даже если ОЧ такого бензина соответствует нормам, что можно достичь при помощи разных присадок, то энергетическая ценность топлива будет недостаточной, из-за чего мотор будт работать плохо, не развивая положенной мощности.

 

      Кстати, детонация возможна даже при использовании нормального бензина – неверно установленный угол опережения зажигания ( в сторону «+» ) или слишком бедная смесь также способны вызвать детонационное сгорание смеси.

 

    Кроме того, иногда двигатель начинает «звенеть» после халтурного ремонта, когда в процессе разборки нарушились метки взаимного расположения коленчатого и распределительного валов, а горе-механики при сборке ориентировались на эти самые метки, что привело к сбитым фазам газораспределения. Как показывает опят, «ловить» фазы не очень весело, особенно в тех случаях, где из-за смещения распредвала относительно коленвала клапаны могут достать до поршня (агрегаты ВАЗ-2108 и большинства иномарок). Для «Москвичей» и некоторых других машин характерен иной недуг: из-за дефектов центробежного регулятора в распределителе зажигания при резком разгоне не обеспечивается оптимальный УОЗ, так как центробежный автомат слишком рьяно «опережает». Если же распределитель в порядке, то его характеристики обладают некоторым запасом, то есть детонация начинатеся только при заметном падении мощности. В итоге двигатель не детонирует и еще остается небольшой запас  - на случай вынужденного использования низкооктанового топлива. А начиная с 2500 об/мин центробежный автомат изменяет УОЗ так, чтобы добиться оптимальной работы на грани детонации ( на таких оборотах она маловероятна).

Борьба со звоном

    Поскольку на вопрос «кто виноват?» уже есть ответы, теперь можно рассуждать о том, «что делать?». Если двигатель начал детонировать резко и вдруг (скажем, после вынужденной заправки на непроверенной АЭС в дальней дороге), на автомобилях с механическим «трамблером» целесообразно чуть уменьшить опережение зажигания, повернув распределитель в сторону «-». После уменьшения опережения детонация наверняка исчезнет, хотя ездить так постоянно нельзя.

 

     Кроме того, при использовании низкооктанового топлива нужно крайне аккуратно открывать дроссельную заслонку, помня, что всякое резкое движение ногой и педалью «газа» под ней способствует возникновению предательских стуков.. Ускоряться при этом нужно медленно, но до более высоких оборотов, чем обычно, чтобы после переключения на высшую передачу обороты не упали до «детонационных». А если мотор все-таки «зазвенел» (скажем, на сильном подъеме), нужно включить низшую передачу, чтобы он при той же мощности работал на более высоких оборотах.

 

     Некоторые водители, стремясь ликвидировать детонацию «как класс», устанавливают на двигатель дополнительные прокладки между головкой и блоком цилиндров. Когда-то это считалось выходом, но сейчас, когда на заправках круглосуточно есть любой бензин, от А-80 до «сотого», заниматься подобной «экономией» не стоит. Ведь меньшая стоимость бензина еще не значит, что получится сэкономить, так при использовании низкооктанового топлива на 5 – 10% снижается мощность и на столько же увеличивается расход горючего. Следовательно, ни о какой экономии не может быть и речи. Да и мотор можно угробить! Кстати, в полном отсутствии детонации хорошего тоже мало, поскольку это грозит прогоранием выпускных клапанов вследствие повышения температуры отработавших газов. Когда-то по наличии кратковременной детонации при резком разгоне на определенной (прямой) передаче судили о правильности установки момента зажигания, но для современных автомобилей пользоваться подобным методом можно лишь в критических ситуациях, так как определенный таким путем УОЗ слишком «приблизителен». Хотя при необходимости можно быстро проверить качество бензина – включив при скорости 40-50 км/ч четвертую передачу и резко открыв заслонку, разогнаться до 80-90 км/ч. Если двигатель «звенит» долго – зажигание слишком «ранее» либо в баке несоответствующий бензин.

 

     Иногда в продаже можно встретить электронные октан-корректоры, хотя ими следует пользоваться «с умом», как говорится – двигатель той же «восьмерки» на А-80 нормально работать не будет, каким бы умным приборчиком опережение не уменьшалось! Подобные устройтсва особенно удобны в дальней дороге, когда отпадает необходимость лазить под капот для корректировки УОЗ после «левой» АЭС. Правда, при нынешнем изобилии заправочных станций этот вопрос уже не столь актуален, как лет пятнадцать – двадцать назад. В современных двигателях с системой впрыска топлива электронный блок управления (ЭБУ) самостоятельно корректирует как начальный, так и оперативный угол опережения зажигания, получая информацию от датчика детонации. Благодаря этому «умный» блок всегда выставляет оптимальный момент зажигания, не допуская детонации. Если же датчик выйдет из строя, в комбинации приборов высветится сигнализатор checkengine, а при считывании ошибок диагностическим сканером неисправность датчика легко определится. Правда, иногда «чек» загорается не из-за неисправного датчика – просто топливо настолько плохое, что ЭБУ не может скорректировать параметры УОЗ так, чтобы добиться работы двигателя без детонации. Это явный сигнал водителю о том, что в баке плещется «левак».


  

  



Например, JN1TANT31U0002811 Выбрать автомобиль

Телефоны:

Viber

  • 0633922222

Skype

  • Максим
    руководитель финансового отдела
  •  
  • Павел
    руководитель отдела наличия
  •  
  • Дмитрий
    менеджер отдела наличия
  •  
  • Олег
    техподдержка
Skype